Profile

kuz_dra: (Default)
Swetlana Arendt

January 2017

S M T W T F S
123456 7
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
kuz_dra: (Default)
[personal profile] kuz_dra
Этот пост я хотела написать сразу после рассказа о Мурнау, но получилось только сейчас. В нём собраны работы Кандинского, написанные в другом живописном баварском местечке, расположенном недалеко от Мурнау, где мы также побывали прошлым летом.

О Кохеле - так называется это место - я услышала около четырёх лет назад. Мы переехали в Мюнхен и я стала возить свою дочь в школу в другой конец города, каждый раз проезжая в районе Зендлинга мимо нарядной белой церквушки в стиле баварского барокко.

Alte Pfarrkirche St. Margaret in Sendling, errichtet von 1711 bis 1713 als Ersatz für den bei der Mordweihnacht zerstörten Vorgängerbau photo 440px-Munich_Sendling_Old_Church_St_Margaret_seen_from_Stemmerhof_zpsctdkmmd1.jpg

На обращённом к дороге фасаде этой церкви св. Маргариты я обнаружила истёртую фреску, которую каждый раз рассматривала, стоя на светофоре. Фреска изображала какую-то батальную сцену с многочисленными убитыми и седовласым знаменосцем в центре.

Die Sendlinger Bauernschlacht 1705, Detail aus dem Fresko von Wilhelm Lindenschmit d. Ä. an der alten Pfarrkirche in Sendling. photo 440px-SendlingerMordweihnacht1_zpsj2qdm57r.png

Потом я обратила внимание на скульптуру по другую сторону дороги, напротив фрески, изображавшую похожего бородача со знаменем в руках.


Das Schmied-von-Kochel-Denkmal an der Lindwurmstraße photo 440px-Schmied_von_Kochel_-_LindwurmstraC39Fe_-_MC3BCnchen_zps7vpwrie1.jpg

Неизвестный знаменосец меня заинтересовал и я навела справки. Оказалось, что это "кузнец из Кохеля" и что на месте нарядной белой церквушки чуть более 300 лет назад произошла кровавая бойня, унёсшая более 1000 жизней, в том числе жизнь кохельского кузнеца, местного героя, погибшего по легенде последним со знаменем в руках.

Неравный по силам бой между вооружёнными австрийскими солдатами и почти безоружным баварским крестьянством произошёл в канун Рождества 1705 года и был по сути убийством, он так и вошёл в историю под названием "Sendlinger Mordweihnacht".  Жестоко подавленный крестьянский бунт был следствием войны за испанское наследство.
Почти два века, начиная с Карла I(V), Испанией правили Габсбурги, пока в 1700 году испанская ветвь Габсбургов не оборвалась: Карлос II, младший брат знаменитой инфанты Маргариты, увековеченной Веласкесом, больной и умственно отсталый от рождения, умер, не оставив наследника. В результате вспыхнула война между двумя династиями, претендовавшими на испанский престол: французскими Бурбонами и австрийскими Габсбургами (император Священной римской империи Леопольд I был женат на упомянутой выше испанской инфанте Маргарите, а французский король Людовиг XIV на её старшей сестре Марии Терезии, обеих в 1700 году уже не было в живых). В этой войне Бавария поддержала Францию. В ходе Гохштедского сражения франко-баварская армия была разбита и австрийцы оккупировали Баварию. Они не церемонились с местным населением, крестьянское добро шло на содержание армии, самих же крестьян насильственно рекрутировали. В результате народ взбунтовался. В течение нескольких недель шли бои между восставшими крестьянами и австрийской армией, но в конце концов восстание было подавлено. Часть восставших попыталась найти прибежище под кровом зендлингской церкви, надеясь на то, что солдаты не посмеют войти туда в святую рождественную ночь, но их надежды не оправдались. Сама церковь, скорее всего готическая, тоже была уничтожена, и на её месте через несколько лет построили новую, дожившую до наших дней.
Кохельский кузнец, кстати, лицо, по-видимому, не историческое, а легендарное -  документы не подтверждают не только его личность, но и вообще какое-либо участие жителей Кохеля в крестьянском бунте 1705 года.

Это было мое первое столкновение с топонимом "Кохель". Через год-другой я встретила упоминание этого места уже в совсем другом контексте: читая биографию Кандинского. В 1902 году он провёл там лето с учениками своей школы "Фаланга", и из этой поездки сохранилось множество его эскизов. Кроме того, именно в Кохеле завязался роман Кандинского с Габриеле Мюнтер, вылившийся в многолетнюю совместную жизнь.

Вот фотография, на которой запечатлены учитель, сам тогда ещё не очень далеко ушедший в живописи, и его ученики.

 photo 0516fd9b-0554-4a82-910e-29f927d3ee6a_zps851a3766.jpg

Велосипед, помимо Кандинского, был только у Габриэле, и, не исключено, что это послужило катализатором в развитии их романа: вдвоём они совершали дальние велосипедные прогулки, в то время как остальные искали мотивы поблизости, на виду друг у друга. Как бы там ни было, именно Габриэле удалось увлечь маэстро, хотя среди его учениц были и другие юные и симпатичные экземпляры, явно к нему расположенные.

 photo Schulbegleitung-5_zps9c918829.jpg
Кандинский, Станюкович, Хелене и Хедвиг Френер в гостиничном номере в Кохеле, 1902

Вот так сто лет назад работали дамы на пленере.

 photo Schulbegleitung-7_zps182e90d4.jpg
Габриэле Мюнтер в Кохеле, 1902

А это другая дама сердца Кандинского: его кузина и жена Аня, позже присоединившаяся к кохельской компании. Её ожидаемый приезд побудил Кандинского попросить Мюнтер уехать до срока,  так как увлечение ею стало для него мучительным и плохо сочеталось с его статусом  добропорядочного супруга.

 photo Schulbegleitung-4_zps058881de.jpg
Жена Кандинского Аня на балконе отеля "Серый медведь" в Кохеле, 1902 год

Ранние кохельские работы Кандинского ещё меньше похоже на его зрелые вещи, чем работы из Мурнау. В то время Кандинский еще не нашёл свой стиль и находится под влиянием разных направлений, прежде всего импрессионистов.  Это быстрые этюды, чаще всего написанные мастихином, густыми и крупными мазками. Палитра ещё вполне реалистичная и спокойная, художник ещё не предпринимает никаких попыток синтеза внутренних и внешних впечатлений, который стал одной из главных идей "Синего всадника", он просто учится писать, копирует окружающий мир, налаживает первые отношения со светом и цветом, пытается  постичь законы живописи.

Kandinsky Kochel Wasserfall etwa 1900 photo kandinsky-kochel-waterfall-i-1900_zpsd6790118.jpg
В. Кандинский, Кохель. Водопад I

Вероятно, это Лайнбах, маленький ручей, впадающий в Кохельское озеро. Вот его современный вид.

Ririko Dee • 1 year ago Lainbach kochel photo a8321f2e2cb79ad6c28a459e54f65ee2_zpsuuoqqerc.jpg
Фото из интернета, автор Ririco Dee

 photo 417_zpsj6cn19z2.jpg
В. Кандинский, Кохель. Водопад II

 photo will-die-farben-zum-singen_zpsuowuzue5.jpg
В. Кандинский, Лесной пейзаж под Кохелем, 1902

 photo rpcframe_zpsdryhhell.jpeg
В. Кандинский, Кохель. Крестьянский дом с вишней, 1902

 photo 13_kand_inv-100_v-img__16__9__xl_-d31c35f8186ebeb80b0cd843a7c267a0e0c81647_zpsduhy4vkl.jpg
В. Кандинский, Кохель, вид на горы, 1902

Kandinsky"Kochel - Lake with Boat". 1902 year photo 414_zps72bcd9b3.jpg
В. Кандинский, Кохель. Озеро с лодкой, 1902

 photo Wassily20Kandinsky-733525_zpsfde56fb3.jpg
В. Кандинский, Кохель, 1902

 photo kandinsky-wassily-1866-1944-ru-kochel-see-nebel-kochel-lake-f-3448650_zpsutjikbux.jpg
В. Кандинский, Кохельское озеро, туман, 1902

most photo BrC3BCcke-in-Kochel-am-See-A-789-300x196_zps097c786a.jpg
В. Кандинский, Мост в Кохеле, 1902

 photo Schulbegleitung-6_zps09b41d76.jpg
В. Кандинский, Кохельское озеро у Шледорфа, 1902

KandinskyKochel - Landscape with Manor, 1902 photo WassilyKandinsky-Kochel-LandscapewithManor1902_zpsae01b7da.jpg
В. Кандинский, Кохель. Пейзаж с поместьем, 1902

Помимо чистых пейзажей, Кандинский пишет портреты Габриэле и жены Ани на фоне пейзажа.

KandinskyKochel - Gabriele Munter, 1902 photo 1902Kochel-GabrieleMunterWassilyKandinsky-1902_zpsd01e38d0.jpg
В. Кандинский, Кохель. Габриэле Мюнтер, 1902

KandinskyLady Seated by the Lakeside, 1902 photo 1902WassilyKandinskyLadySeatedbytheLakeside1902_zps8032ceb2.jpg
В. Кандинский, Кохель. Сидящая на берегу озера, 1902

KandinskyKochel - Lady Standing by the Forest’s Edge, 1902 photo WassilyKandinsky-Kochel-LadyStandingbytheForestE28099sEdge1902_zpsb3446751.jpg
В. Кандинский, Кохель. Женщина на опушке леса, 1902

Kochel – Gabriele Munter - Wassily Kandinsky. 1902 photo kochel-gabriele-munter-19021_zps180cd15f.jpg
В. Кандинский, Кохель. Габриэле Мюнтер, 1902

Кохель. Аня и Дейзи photo 410_zpsf7axd8rj.jpg
В. Кандинский, Кохель. Аня и Дейзи, 1902

Работы Мюнтер, тогда совсем ещё начинающей художницы, я не нашла. Вот единственное исключение.

 photo P882_256756_zpszxobwpki.jpg
Г.Мюнтер, "Баварский пейзаж", 1902

Это был первый визит пары в Кохель. Второй большой выезд на пленер в его окрестности произошёл зимой 1909 года по приглашению друзей, Ольги и Томаса (Фомы) фон Хартман. Хартманы с 1908 года жила в Мюнхене, Томас, музыкант и композитор, был членом организованного Кандинским "Нового мюнхенского объединения художников", позже принял участие в создании альманаха "Синий всадник" и написал музыку к задуманной Кандинским опере "Жёлтый звук".

 photo Schulbegleitung-12_zps91c91bb5.jpg
Габриэле Мюнтер и Ольга фон Хартман в Кохеле, 1909

 photo Schulbegleitung-13_zpsfb3250e4.jpg
Габриэле Мюнтер, Ольга и Томас фон Хартман во время прогулки по заснеженному Кохелю, 1909

За семь лет Кандинский и Мюнтер совершили переход от импрессионизма к экспрессионизму, палитра изменилась до неузноваемости.

 photo large_zpsb3caf9e1.jpg
В. Кандинский, Зимний пейзаж I, Кохель, Бавария, 1909

 photo kandinskykochelgraveyard_zps6267b384.jpg
В. Кандинский, Кладбище в Кохеле, 1909

 photo wassily-kandinsky-cemetery-and-vicarage-in-kochel_zps3c64b8a1.jpg
В. Кандинский, Кладбище в Кохеле", 1909

Kandinsky Kochel Verschneite B photo IMG_1409_zpsf20aa9e8.jpg
В. Кандинский, Кохель. Заснеженные деревья, 1909


 photo 0758897a5367b4be390a47d4cc2f6eb3_zps3149c014.jpg
В. Кандинский, Прямая дорога, 1909

Та же самая дорога у Габриэле.

 photo Schulbegleitung-18_zps7b167091.jpg
Г.Мюнтер, Прямая дорога, 1910

 photo 5b2e254d33556d8b8e066f8259a9af17_zpsjslxpmiz.jpg
Г. Мюнтер, Зимний пейзаж в Кохеле, 1909

С Кохелем связана судьба ещё одного знаменитого представителя "Синего всадника": Франца Марка. Ещё в детстве он многократно проводил здесь лето, потом, женившись, купил под Кохелем дом и здесь же нашёл свой последний приют. Его жена Мария перевезла сюда останки павшего на войне художника и сама тоже была похоронена здесь почти 40 лет спустя.
Это обстоятельство побудило фонд Франца Марка организовать здесь музей художника, ныне довольно известный, и желание его посетить стало ещё одной причиной моей поездки туда.

Современному зданию музея всего 7 лет,  из его широких панорамных окон открывается прекрасный вид.

 photo IMG_1332_zps1aa19b25.jpg

Музейный ресторан внизу называется соответствующе духу места: "Синий всадник"

 photo IMG_1316_zps48db9a5b.jpg

К сожалению, мы насладились работами представителей это направления в искусстве не в полной мере: в наш приезд примерно половина залов была отдана под выставку нелюбимого мною Базелица, с его гигантскими перевёрнутыми полотнами.

Но другая половина была хороша.

Марковские стога сена, хранящиеся в этом музее и напоминающие груши, укрытые снегом, мне нравятся не меньше стогов Моне.

Hocken im Schnee, 1911, Franz Marc Museum, Kochel photo Haystacks_in_the_Snow_by_Franz_Marc_1911_zpsb62c20a6.jpeg
Франц Марк, Стога сена, 1911

Такие же "груши" можно увидеть и на улице: они  завлекают народ в музей. Как выяснилось, это не сено, а какой-то вид тростника и водорослей из кохельского болота.

 photo l_1967_zps034466a8.jpg

В посте про Мурнау я писала о сложных отношениях Кандинского и Мюнтер, а в продолжении про Явленского о его не менее сложных отношениях с Веревкиной. У Марка тоже было не всё гладко с женщинами. На этом эскизе, также хранящемся в музее, изображены две подруги Марка, ставшие друг за дружкой его жёнами: Мари и Мария. Обе художницы. С Марией (справа) он познакомился на крестьянском костюмированном празднике в Швабинге (Это богемный квартал Мюнхена, где, в частности, жили Кандинский, Явленский и ещё куча артистического народа). Тогда знакомство с Марией не получило продолжения: сразу после знакомства Мария уехала доучиваться в Берлин, а Марк познакомился с Мари, которая была на 11 лет его старше, и у них завязался роман. Спустя несколько лет, в 1906 году, Марк снова встретил Марию на том же празднике, после чего пригласил обеих девушек к себе в гости в Кохель. Они там жили втроём и Марк, видимо, пытался понять, какая же ему ближе.

Zwei Frauen am Berg, Skizze, 1906. Sie zeigt Marie Schnür (links) und Maria Franck, Franz Marc Museum, Kochel photo Franz_Marc_030_zps1b47cddd.jpg
Франц Марк, Две женщины, 1906

Сохранилось довольно фривольное фото этой троицы, сделанное братом Марка.

 photo SchnC3BCr2C_Franck2C_Marc_am_Kochelsee_1906_zpsfg1e8g4y.jpg
Мари Шнюр, Мария Франк и Франц Марк, 1906

У Мари за несколько месяцев до этого события родился сын от другого мужчины, которого она, как мать-одиночка, не могла воспитывать одна по тогдашним законам, Марк обещал ей брак и обещание сдержал. Однако, когда через год он разводился с Мари, молодая мать устроила ему маленькую пакость, назвав причиной развода его внебрачные отношения с Марией, в результате чего, опять же по тогдашним законам, он много лет не мог заключить с ней брак. Они поженились только в 1913 году, за год до ухода Марка на фронт и за три года до его смерти.

Здесь Мария позирует для девочки с кошкой. Она служила моделью и для многих других его работ.

Franz Marc, Mädchen mit Katze II, 1912 Franz Marc Museum, Kochel a. photo 04_marc_maedchen_mit_katze_1_zps5f9d82e8.jpg
Франц Марк, Девочка с кошкой, 1912

Ещё из представленных в музее работ Марка мне очень понравились косули.

Franz Marc Rote Rehe II, 1912Franz Marc Museum, Kochel photo marc-2_zps170ae297.jpg
Франц Марк, "Красные косули II, 1912

Франц Марк очень любил Кохель с его окрестностями и романтически называл это место "Blaues Land" ("Голубая страна"), почему, видно на фотографиях.

 photo geplantes-feuerwerk-kochelsee_zpseivvjnbz.jpg

El Atelier de Lola • 1 year ago Wintermorgen am Kochelsee photo 24f0fc785c9857ba78d9760deaad9bc5_zps20n3r8qm.jpg
Автор фото - El Atelier de Lola

Когда мы приехали в Кохель, шёл сильный дождь, заставивший нас искать убежище в музее, а после музея солнце то светило, то пряталось за тучи, и всё вокруг было окрашено в волшебные голубые тона. Я пожалела, что приехала без фотоаппарата, но даже фотография с мобильного телефона отчасти передаёт эту красоту.

 photo IMG_1366_zps647f9612.jpg

 photo IMG_1369_zpsdf70a253.jpg

Центр деревушки просто крошечный и похож на многие другие виденные мною баварские деревушки.

 photo IMG_1300_zps45ec79a8.jpg

 photo IMG_1377_zpsa7547165.jpg

Помимо статуи кохельского кузнеца, из достопримечательностей здесь только две маленькие церквушки, одна из них гордится тем, что её когда-то запечатлел Кандинский. Самая главная достопримечательность этого места - сама природа, уезжать от которой не хочется: зеленые предгорья Альп и голубые озёра, покой и свежий воздух. Всё это притягивает сюда туристов, в основном, старичков и семьи с детьми, здесь множество сдающихся внаём апартаментов и пансионов. Рядом с пансионами - детские площадки и пасущиеся животные: лошади, козы...
У одного такого пансиона мы провели с Яшкой блаженные 40 минут, обхаживая лошадей и ожидая вторую половину нашего семейства, помчавшуюся за забытой в лодке Лизкиной плюшевой собакой.

 photo IMG_1387_zps12fbac3c.jpg


 photo IMG_1348_zpsf871d15d.jpg

Как-нибудь мы приедем сюда на несколько дней, чтобы медленно и лениво пожить, прогуливаться по холмам и кататься в лодке. А я, может быть, даже отправлюсь в одну из предлагаемых здесь велосипедных экскурсий по следам "Синего всадника", в которой из-за маленького сына я никак не могла поучаствовать в прошлый раз.
Date: 2015-11-11 02:03 pm (UTC)

From: [identity profile] lucia-karamel.livejournal.com
Чудесно у вас тут.
Кандинского обожаю, но больше как обывательница, просмотревшая несколько живых картин.
Спасибо за чудесную атмосферу вашего журнала, который просто вдохновил мой день.
Добавила в друзья.
Date: 2016-06-01 01:28 pm (UTC)

From: [identity profile] kuzdra.livejournal.com
Только сейчас увидела Ваш комментарий. Спасибо! Мне очень приятно получать отзывы и знать, что мои тексты кто-то читает.
Date: 2016-10-01 10:20 pm (UTC)

From: [identity profile] linskaja.livejournal.com
Дорогая Света!
Так получилось, что цикл Ваших постов о "Синем всаднике" и его близком окружении прочитала только сейчас.
Ваши заочные экскурсии-прогулки-лекции-интерпретации просто изумительны! Как же я люблю Вас читать! И так всё живо и тепло, с эффектом присутствия, и вместе глубоко и профессионально, в Вашем особенном, дивном литературном стиле и как-то... трогательно (не знаю, как еще выразить это особенное ощущение от таких Ваших публикаций). Прочитала и про Мурнау, и про Явленского и Верёвкину. Просто чудно! Вот, всё собиралась съездить по следам "Синего всадника" в Мурнау (про Кохель не знала), а тут вроде уже и не надо - как будто вживую там уже побывала. И при том, что посещала галерею Ленбаха как раз, когда там была богатая выставка о Кандинском и Габриэле Мюнтер, и фильм видела, и книги, хоть и популярные, попадались - сколько можно у Вас найти для всё новых и новых открытий! (Ну про Явленского просто целый пласт неизвестного). Думаю, это от глубокого вживания в тему и свежего, чистого взгляда, который Вам никогда не изменяет. Спасибо большое!
Date: 2016-10-02 07:06 pm (UTC)

From: [identity profile] kuzdra.livejournal.com
Лена, спасибо большое! Ваш комментарий меня очень порадовал. "Синим всадником" я, действительно, много занималась одно время и сама много узнала.
У меня, как всегда, непростой период, мои замечательные дети так сложны в обращении, что иногда опускаются руки. Вчера ночью я уложила детей, оставила с ними Мишку и уехала в ночное кафе рисовать. Эта была моя первая ночная вылазка за много лет. А по дороге из кафе к машине прочитала Ваш комментарий и просто воспарила - Много ли человеку нужно для счастья?:-) Спасибо-спасибо!

Яшку на днях взяли в садик в "Город" (немецкого пока нет), но через неделю нам пришлось уйти, потому что с ним никто не справляется, он обижает детей и одна мама взбунтовалась и рассказала мне что она о нас думает. В общем, мои надежды снова заняться искусством, в очередной раз потерпели крах.

Спасибо еще раз!
Date: 2016-10-02 08:03 pm (UTC)

From: [identity profile] linskaja.livejournal.com
Вот не думала, что моё искреннее выражение, действительно заслуженного восхищения может заставить "воспарить" - но очень рада, что это случилось! Вдвойне хорошо, значит! Сама очень люблю "Синий всадник" и всегда интересовалась всем, что с ним связано. И с Яшенькой всё образуется! Три года! - это же ВОЗРАСТ: переломный, период "бури и натиска"... Всё будет хорошо! С огромным интересом рассматривала Ваш сравнительный анализ яшиного и лизиного творчества. И опять подумала: - Как же этим детям повезло с мамой!
Date: 2017-03-24 05:35 am (UTC)

From: [identity profile] tanyautro7.livejournal.com
Кохель прекрасен и в жизни и на полотна. Спасибо за пост. В нем масса интересной информации. Интересно было увидеть эту эволюцию у Кандинского за столь короткий срок. Видеть работы Мюнтер за этот же период (помню твой пост про Синего всадника), надо перечитать. Очень трогают личные жизни. А в Кохель очень захотелось приехать, хоть на несколько дней. Может получиться вместе погулять и порисовать?
Date: 2017-03-24 07:46 pm (UTC)

From: [identity profile] kuzdra.livejournal.com
Погулять и порисовать в Кохеле - очень хорошая идея. Это всего в часе езды от Мюнхена, приезжай, на выходные меня точно отпустят.
Date: 2017-03-24 05:46 am (UTC)

From: [identity profile] tanyautro7.livejournal.com
Про Ф. Марка - Стоги-груши - мощные экспрессивные.
А другие работы заставили вспомнить Сезанна с его купальщицами. Но у Франка этот ход - эхо линий и плоскостей, стал одним из ключевых наравне с цветовым контрастом. Очень хочется пробовать. Спасибо ещё раз за пост.
Date: 2017-03-24 08:06 pm (UTC)

From: [identity profile] kuzdra.livejournal.com
Пожалуйста! Мне самой было очень интересно копать.
Page generated Sep. 23rd, 2017 03:49 am
Powered by Dreamwidth Studios