Profile

kuz_dra: (Default)
Swetlana Arendt

January 2017

S M T W T F S
123456 7
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Syndicate

RSS Atom

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
kuz_dra: (Default)
Лискино стихотворение

Plätzchen, Stricken, Kerzenlicht,
Spüre nur wie schön es riecht,
Kaffee, Tee, Tannenbaum,
Viel Gemütlichkeit im Raum.

Перевод

Свечи, чай, под ёлкой гном,
Пряный дух заполнил дом.
Кофе, плюшки и огни -
Так уютны стали дни!
(мой)

Спицы, пряник, свет свечи,
нюхай носом и молчи.
Кофе, чай, а также ёлка —
вот уютная светёлка!
(папин)

Новый год внутри

 photo 2015-01-01--00-53-21_zps9eb9dd6d.jpg
Read more... )
kuz_dra: (Default)
Сегодня Лизка ходила с папой на концерт в "Городе", принесла в блокноте рисунок. Папа говорит, что дядечки на рисунке напоминают ему четырёх апостолов Дюрера, которые часто интерпретируют как четыре темперамента. Лизка согласилась, тут же выдав музыкантам характеристики. Итак, слева холерик, потом сангвиник, далее меланхолик и последний флегматик.

 photo dd1dbc35-f296-4390-8797-6e0519965c68_zps108707c6.jpg

Заодно я сосканировала ещё несколько ее последних работ. В последнее время она увлеклась Шиле и серийностью: копирует его работы в разных техниках.
Деревья и дамочки )
kuz_dra: (Default)
Недалеко от Мюнхена, в часе езды на поезде, есть маленький городок Мурнау. Расположенный в предгорьях Альп, на берегу Штаффельского озера, Мурнау весьма живописен. Одно из самых тёплых озер в Баварии Штаффельское озеро привлекает летом множество любителей поплавать, а зелёные холмы, утыканные живописными домиками, манят поклонников пеших прогулок. К югу от Мурнау раскинулось ещё одно чудо природы - "Murnauer Moos", Мурнауские болота - самый крупный заболоченный участок в Центральной Европе.

В этот самый Мурнау я давно собиралась съездить, но у меня всё не получалось. И вот, наконец, этим летом, в один из августовских жарких дней, взвалив на плечи семью, я отправилась в сей райский уголок. Путешествия без культурно-исторического контекста меня интересует мало, здесь же с контекстом всё было в порядке: Мурнау хорошо известен любителям живописи, потому что тут стоит дом, в котором пять лет жил Кандинский со своей подругой Габриэле Мюнтер, талантливой немецкой художницей-экспрессионисткой.
 photo br_gm-haus_zps5031bac6.jpg  photo br_mmuseum_zps2b0cc720.jpg
Габриеле Мюнтер "Дом в Мурнау", 1931
Много текста и картинок )
kuz_dra: (Default)
Давно я ничего не писала - дети отнимают все силы, коих и так немного. Решила напомнить о своём существовании. И поскольку сегодня 19 октября, напоминание будет стихотворным.

Пару недель назад я нарыла на либру книжку Вячеслава Лейкина, в которой описываются разные задания детского поэтического кружка ( http://lib.ru/KIDS/LEJKIN/lejkin.txt ) и решила, что Лизке эти задания понравятся. И вот уже третьи выходные мы играем в стихи. Лизка довольна и, что греха таить, мне тоже нравится. Мы играли в буриме, дописывали дву- и четверостишия, Лизка научилась не только отличать ямб от хорея, но и амфибрахий от дактиля, а недавно мы все вместе сочиняли моноримы.

Если кто-то не знает, что это такое, поясняю (стихотворение из той же книжки):

Напишем, братцы, монорим!
Раз двадцать рифму повторим,
Насочиняем, натворим,
От вдохновения сгорим,
Бумагой всюду насорим,
Москву и Питер покорим,
Париж, и Хельсинки, и Рим -
Весь мир стихом своим взбодрим,
И будет этот монорим
Прекрасен и неповторим.


Первая строчка, на которую нужно было написать монорим, была такая:

Когда мне было десять лет...

Мне она понравилась, потому что Лизке сейчас как раз десять лет.
Вот наши моноримы в том порядке, в каком они были написаны. )
kuz_dra: (Default)
Года четыре назад, когда мы ещё жили в Гамбурге, мой муж Мишка посоветовал мне почитать книги Ричарда Фейнмана, известного физика, профессора, лауреата "нобелевки". Фейнман меня просто покорил, это удивительный человек, всегда независимый в суждениях, любознательный как ребёнок и с огромным чувством юмора. За свою жизнь, помимо физики, он испробовал множество занятий и неизменно добивался успеха или приходил к интересным результатам. Но это всё не то. Все эти описания никак не передают обаяния этого человека, человека, которого по-настоящему занимает жизнь, которому интересно пробовать новое, исследовать, постигать мир с игривостью ребёнка.

Во второй книге, в самом её начале, Фейнман рассказывает о своём отце, о том, что именно он разбудил в нём интерес к познанию мира. Этот кусок - замечательное педагогическое пособие, которое иллюстрирует, как важно детство для всей будущей жизни и как разбуженный в детстве интерес не угасает всю жизнь.

Недавно я прочитала книгу Александра Чудакова "Ложится мгла на старые ступени", в которой нашла ещё одно описание процесса обучения внутри семьи, напомнившее мне прочитанное у Фейнмана. На сей раз в роли педагога выступил дед - человек большой духовности и широких знаний. Мне очень близка такая методика обучения, не за партой, а между делом, исподволь, и мне захотелось поместить два понравившихся мне отрывка из книг здесь - авось кому пригодится.
Итак, Ричард Фейнман и Александр Чудаков. )
kuz_dra: (Default)
Давно я ничего не писала про Лизку. Она взрослеет, становится сложнее в обращении, но по-прежнему иногда сочиняет стихи, иногда рисует, фотографирует, пиликает на скрипке и просто как-то живёт. С появлением Яши мои архиваторские способности всё чаще дают сбой, но иногда я что-то записываю и сканирую. Недавно, наводя порядок в Лизкиных папках, я заметила, что у неё есть три стихотворения из цикла "Времена года", не хватало только осени. Я ей об этом сказала - она пошла чистить зубы и притащила на хвосте осеннее стихотворение.

Стихи она пишет по-немецки, хотя одинаково хорошо знает два языка, русский даже, пожалуй, лучше, просто большинство написанных стихов - это школьные задания, остальные написаны на немецком по привычке. Может быть, я как-нибудь наберусь наглости и попрошу её перевести этот цикл на русский.

Итак, "Времена года" или "Die Jahreszeiten".

Read more... )
kuz_dra: (Default)
Первая часть.
Вторая часть.
Третья часть.
Четвёртая часть.

Изображения кормящих богинь создавались совсем с другой целью нежели изображения простых смертных кормилиц. Статуэтки с земными кормящими матерями были нужны для защиты таких же простых женщин от всевозможных недугов и бед: отсутствия молока, смерти ребёнка, бесплодия и пр., т.е. выполняли функцию оберега. Иногда их клали в могилы усопших женщин или детей, а также приносили в дар храму за оказанную помощь.

Изображения кормящих богинь часто связаны с идеей власти. Начиная с Древнего царства, примерно с V династии, появился тип кормящей фараона богини. Кормление символизировало покровительство богини и избранность вскармливаемого, его исключительность и соответственно претензию на власть.
Чтобы еще более усилить идею избранности, существовали легенды о зачатии будущих фараонов от божественного семени. В одном из папирусов описывается, что во время соития сам Амун вошёл в тело царственного супруга и стал отцом будущего фараона (Примеров таких детей, рождённых у смертных женщин от богов, множество в разных религиях: достаточно вспомнить греческую мифологию или христианство). Таким образом, получается двойное покровительство: рождённый от божественного отца, царский отпрыск изображался с кормящей его богиней, которая становилась его молочной матерью.

В качестве покровительниц на протяжении многих веков выступают очень разные богини: Мут, Исида, Хатор, Рененутет, Анукет, Бастет и пр.

Чаще всего и фараон и богиня изображены стоя.

 photo 6681576819_f075b41883_z_zps355f978b.jpg
Нехбет кормит фараона Сахура из V династии. Каир, Египетский музей
Read more... )
kuz_dra: (Default)
Первая часть.
Вторая часть.
Третья часть.

А теперь пришло время отправиться в Египет. Это очень важная остановка на пути к европейскому искусству. Немногие знают, что именно здесь, на севере Африки, зародился самый известный в европейском искусстве тип кормящей женщины: я имею в виду кормящую Богоматерь, известную под латинским названием Virgo lactans. Самые ранние сохранившиеся изображения кормящей Девы Марии появились в искусстве коптов, египетских христиан, и датируются примерно V-VI веками.

Возникновение этого типа в Египте неслучайно, ведь это страна многовекового почитания кормящих богинь, среди которых следует особо выделить Исиду, представленную в виде многочисленных статуэток, фресок, рельефов... Именно культ Исиды, как теперь считается, оказал наибольшее влияние на формирование типа Virgo lactans в христианском искусстве.

Отдельные учёные делали предположения о родстве типов Isis lactans - Maria lactans уже в XIX веке. Раскопки в Бавите и Саккаре в 1904-07 годах предоставили новые материалы в пользу теории о египетском происхождении типа Virgo lactans и сейчас она считается общепризнанной.
На эту тему существует множество исследований, я не стану здесь перечислять их авторов, назову только одну книгу, из которой в свое время много почерпнула: Langener; Lucia: Isis lactans - Maria lactans: Untersuchungen zur koptischen Ikonographie, Altenberge, 1996.

Однако прежде чем обратиться к коптским Мариям, я позволю себе ещё раз броситься в пучину язычества и отдать дань изображениям кормящих женщин, возникшим в египетском искусстве задолго до появления Virgo lactans. Мне хочется хотя бы в общих чертах проследить процесс развития типа в Египте от самых ранних изображений вплоть до коптского искусства.

Конечно, большинство сохранившихся примеров изображают кормящих богинь.
Однако встречаются и земные женщины, коим и посвящён этот пост. )
kuz_dra: (Default)
Первая часть.
Вторая часть.


У кельтов тоже была своя Богиня-мать или даже Богини-матери, поскольку во многих регионах почитались сразу три богини, известные под именем Matres или Matronas.

 photo Bibracte_Deesses_zps7f24472a.jpg
3 богини, Бибракта, музей кельтской цивилизации
Read more... )
kuz_dra: (Default)
Первая часть здесь.

Несмотря на многообразие сцен, представленных в классическом древнегреческом искусстве, в нём ничтожно мало изображений кормящих женщин, ещё меньше изображений кормящих матерей. Грудное вскармливание не было популярно у греческих мамаш: состоятельные гречанки редко сами кормили своих детей, обычно поручая это нехитрое дело кормилице. Божественные мамаши в этом плане не сильно отличались от земных: в греческих мифах детей то и дело воспитывают и кормят нимфы или животные. Для греков в этом занятии было что-то примитивное и обыденное, едва ли достойное изображения.

Лариса Бонфонте в своей статье "Nursing mothers in classical art" пишет, что обнажённая грудь в классическом греческом искусстве часто сигнализирует что-то негативное: тревогу, опасность, близкую смерть и т. п. и приводит два примера, в которых интимная сцена кормления подчёркивает драматичность последующих событий.

В первом случае Андромаха с  маленьким сыном Астионактом прощается с Гектором.  У матери обнажена одна грудь, как будто она только что кормила сына. У Гомера в сцене последней встречи Гектора и Андромахи, когда Гектор ненадолго возвращается в Трою с поля боя, ребёнок пугается отца в шлеме и Гектор снимает его. Видимо, изображена именно эта сцена. Однако там же говорится, что, испугавшись, младенец утыкается в грудь кормилицы (или няни), которая держала его на руках. Так что факт предшествующего сцене кормления, на мой взгляд, не очевиден. Возможно, изображение просто расходится в гомеровским текстом, это тем более вероятно, что кратер апулийский, а там ситуация была несколько другая: италийские вазописцы гораздо охотнее изображали кормящих.
Согласно Бонфонте эта домашняя интимная сцена только усиливает семейную драму: очень скоро жертвой войны станет не только  Гектор, но и его маленький сын, которого после взятия Трои сбросят с башни.

 photo 2d52630e-48f4-4cb4-acc1-69ba01ba56d0_zps560c8a81.jpg
Андромаха с Астионактом на руках прощается с Гектором, апулийский краснофигурный кратер, ок. 370–360 до н.э. Национальный музей в Руво ди Пулья (Бари)

Read more... )
kuz_dra: (Default)
Когда мы вернулись из Равенны, я закачала фотографии с мозаиками, чтобы при случае о них написать, однако дети  вносят свои поправки в мою жизнь, и времени вечно нет. И всё же мне захотелось к ним вернуться, тем более, что увиденное уже слегка перепуталось в голове. Писать подробно я не буду: в интернете достаточно статей на эту тему, написанных людьми гораздо лучше владеющими вопросом, нежели я. Некоторые их них я прочитала и составила для себя какую-то картину, этот пост - что-то вроде сжатого конспекта, не полноценный рассказ, а простенькая заметка из серии " Чтобы не забыть", для себя и для всех, кому может быть интересен относительно краткий и поверхностный обзор темы.

Первые мозаики, которые мы увидели, были вовсе не знаменитые переливающиеся шедевры из разноцветной смальты, которые все так хорошо знают, а более поздние и мало кому известные напольные мозаики XIII века, найденные нами в церкви Иоанна Евангелиста. Сама церковь гораздо старше мозаик, она была заложена знаменитой Галлой Плацидией по обету. Возвращаясь из Константинополя, дочь Феодосия попала в шторм и чуть не погибла вместе с детьми, после чего в благодарность за спасение построила эту церковь. Церкви не повезло: много веков спустя рядом с ней построили вокзал, из-за чего ей досталось во время второй мировой. К этому времени храм уже не раз перестраивали, и эти мозаики, спрятанные на глубине двух метров под полом, обнаружились благодаря американским снайперам. Сейчас они развешаны на стенах боковых нефов. Не представляющие большой художественной ценности, они мне понравились именно своей простотой, многие из них по стилю напоминают детское творчество, хотя сюжеты не очень детские: сцены четвёртого крестового похода и эпизоды из популярного в Средние века сатирического произведения под названием "Роман о лисе." Герой романа  - лис-пройдоха, наделённый множеством человеческих пороков, который попадает в разные ситуации, из которых выкручивается. Многие содержащиеся в нём истории известны ещё из античных источников, например, из басен Эзопа, там есть, к примеру, хорошо известная нам по Крылову история о Вороне и Лисице. На сохранившихся фрагментах изображены гусь с кадилом и курицы с притворяющимся мёртвым Лисом (похороны Лиса). Интересно, как такая сатира в том числе на церковников, могла оказаться на полу церкви? Отдельные две группы представляют звери, в том числе вымышленные, и просто орнаменты.

 photo 1787446c-aa84-4ab0-acb7-846068f97ae3_zpsa05451fb.jpg  photo 142657c5-490c-4520-9139-490803b5a162_zpsc37107cc.jpg
Read more... )
kuz_dra: (Default)
Примерно 7-8 лет назад, когда я ещё кормила маленькую Лизку грудью, мне захотелось исследовать эту тему в искусстве, и я ей занялась, насколько мне позволила моя собственная деточка. К сожалению, прочитанные книжки и статьи, а также собранные картинки нигде не были использованы, они осели в папках компьютера и на полках, постепенно уходя в забвение.

Теперь, когда у меня появился ещё один малыш, который так чудесно причмокивает, развалившись у меня на коленях, я вспомнила об этих старинных файлах, набитых кормящими дамочками из разных мест и эпох, и решила их воскресить, посвятив им несколько записей в этом журнале.

Это очень обширная тема, и я ещё не знаю, до какой эпохи у меня хватит терпения и времени добраться, поэтому я просто начну с самых ранних примеров, а там посмотрим.
Итак, доисторические мамаши, нежные и трогательные. )
kuz_dra: (Default)
Это продолжение рассказа о рельефах на флорентийской кампаниле, которое я задолжала своей дочке. Начало здесь.

На верхнем ярусе кампанилы расположены медальоны с изображением Планет, Добродетелей, Свободных искусств и Таинств. Всех их объединяет число семь.

Западный фасад. Планеты

На самом деле правильнее было бы назвать их не планетами, а небесными телами, ведь среди них есть спутник Земли Луна и звезда Солнце. В древности их ещё называли блуждающими звёздами. Это подвижные небесные тела, видимые с Земли невооружённым глазом. Небо считалось сферой божественной и эти небесные тела греки назвали в честь своих богов. Астрологи утверждали, что они влияют на судьбы людей. Между прочим, в честь этих движущихся тел, которые своим движением иллюстрируют ход времени, были названы и дни недели. Из латыни они перешли во многие языки: Sunday - день Солнца, Monday - день луны, Saturday - день Сатурна. Проверь в испанском - там ещё больше влияние латыни.


Планеты изображены с атрибутами, которые по большей части остаются для меня загадкой. Имеющиеся дома справочники и Интернет не помогли мне их разгадать. Так что ограничусь картинками. Если кто-то знает больше - подскажите.

 photo 2010-10-08--10-49-55_zps8acb2ae8.jpg
Сатурн
Read more... )
kuz_dra: (Default)
Вступление для непосвящённых

Гуляя в сентябре по Равенне, мы в разных местах натыкались на иллюстрации к "Божественной комедии" - у них там как раз проходили дни Данте со всевозможными выставками и чтениями на тему. После просмотра картинок, изображавших обитателей кругов ада, Лисичка стала расспрашивать нас о пороках и добродетелях, неожиданно заинтересовавшись этой темой.  А через несколько дней, во время вылазки во Флоренцию, я вспомнила этот разговор, оказавшись у кампанилы Джотто. Мы стали разглядывать рельефы на башне, пытаясь найти старых знакомых. Добродетели нашли быстро, а с пороками дела никак не складывались. И неудивительно: их там нет, а я успела об этом забыть. Разглядывать было неудобно: солнце слепило глаза, туристы массово перемещались и жужжали, как пчёлы, Лисичкин маленький братишка хотел есть... В общем, мы оставили это занятие, а я пообещала дочке вернуться к рельефам дома или даже написать о них подробный рассказ. Так что этот пост адресован в первую очередь ей и написан с учётом ее возраста и культурного багажа, но если вдруг он окажется интересен кому-то ещё, я буду рада.

Фотографии в основном мои, они сделаны три года назад в музее Опера дель Дуомо.

Рассказ для дочки )
kuz_dra: (Default)
Вот мы и вернулись из Италии. В этом году наш "летний" отпуск начался осенью: первого сентября. К этому времени большинство детей уже пошли в школы и итальянские пляжи опустели настолько, что стали выносимы даже для таких социофобов, как мы. Море же оказалось теплым, погода солнечной и жаркой, для меня даже слишком жаркой, и мы решили, что правильно сделали, отложив поездку на самый конец наших баварских каникул.

Правда, отпуск получился довольно утомительным, за что меня мучает совесть. Я, как обычно, зашла слишком далеко в своей попытке в очередной раз окультурить и просветить: помимо пляжа, мы побывали в Равенне, рядом с которой жили, а потом еще провели два дня в Болонье и один во Флоренции. Для детей это было непросто. Последние два пункта следовало бы исключить и вместо этого подольше побыть на море, теперь я это понимаю, но исправить уже не могу.

Лисичке очень понравились равеннские мозаики и, чтобы закрепить впечатление, мы немпременно расколотим на мелкие осколки накопившуюся битую посуду и сделаем мозаики собственные. Однако больше всего, как мне кажется, ей понравилось просыпаться рано и идти до завтрака на пустынный пляж заниматься йогой. Она брала меня с собой и я, хоть и не слишком сведущая в этом деле, тоже наслаждалась этими минутами, из-за тишины и умиротворенности, которые исходят от покинутого людьми моря. Утром песок еще не затоптан человеческими ногами и его можно читать, как книгу: искать следы ящериц, чаек, жуков... А сквозь прозрачную воду видны копошащиеся на дне крабы и раки-отшельники.

А однажды мы встали около шести утра и пошли встречать рассвет. Это было здорово! Лисичка просто сияла и даже маленький мальчик, которого разбудили раньше обычного, не выказывал недовольства.

Здесь солнце еще не встало.

 photo 2013-09-05--06-21-11_zps755627c3.jpg
Read more... )
kuz_dra: (Default)
Ботаник из меня никакой, но мне всегда было интересно узнавать, как называются растения, как они растут и чем примечательны. Помнится, как-то мы читали с Лизкой одну книжку, настолько увлекательно написанную, что трудно было от нее оторваться. В книжке маленькая дочка мамы-биолога изо дня в день, как детектив, наблюдала за растениями, открывала какие-то их тайны и делилась наблюдениями с мамой, а та подпитывала детское любопытство новыми загадками. В общем, когда я на днях приехала с детками в ботанический сад, я подумала, как здорово было бы прийти туда с человеком, который хорошо знает и любит этот загадочный мир растений, чтобы он, как Вергилий, вел, рассказывал и уводил бы всё глубже. А пока такого нет, приходится при свете солнца блуждать во тьме невежества и почитывать таблички с латинскими названиями и краткими справками о произрастающих в саду богатствах.
очень много картинок )
kuz_dra: (Default)
Вчера ночью была гроза, и Лизка засыпала с открытой балконной дверью. А утром я обнаружила ползущее по шторе существо. К счастью, обнаружила раньше Аринки. Существо долго ползало и периодически летало, оказываясь то на окне, то на полу, а один раз даже на моих шортах, прежде чем сообразило вылететь в открытое для него окно.

Мышку зовут карликовый нетопырь или, по-немецки, Zwergfledermaus. Это самая маленькая из европейских летучих мышей. Лапа необыкновенная. Подарок накануне Лизкиного дня рождения.

 photo 2013-08-04--12-01-36_zps5262e4ca.jpg

 photo 2013-08-04--12-03-00_zps944ea1c0.jpg
kuz_dra: (Default)
У нас на балконе висит кормушка с едой для синиц. Сегодня они не были особенно аккуратны и просыпали немного корма на пол. Синицы улетели, а к нам пожаловала ещё одна гостья.

kuz_dra: (Default)
На каникулах, перед Новым годом, мы сходили в детский музей около главного вокзала. Это небольшое помещение, где проводятся разные тематические выставки, сменяющиеся два или три раза в год. Работники музея каждый раз выбирают какую-то тему (транспорт, архитектура, звуки пр.) и придумывают, как лучше её раскрыть через разные акции, мастер-классы, опыты, задания и т. д. Дети всё трогают, во всём участвуют, читают объяснения, если нужно, мастерят и в процессе многое узнают. Лизка музей очень любит и новые выставки мы не пропускаем.

В этот раз темой была архитектура и всё, что с ней связано. Мы пробыли там 5 часов, испробовали множество разных конструкторов, проверяли наши поделки на сейсмостойкость, измеряли, сколько нужно места для парты и стула, чтобы сидеть было комфортно, а потом высчитывали, какого размера должен быть класс, если в классе столько-то учеников, знакомились с типами крыш и т. д.
Это всё интересно, но сейчас я собираюсь рассказать не о музее, а об одной идее, которую мы из него вынесли: идее строительства из съедобных облаток или съедобной бумаги, которые продаются в отделах с товарами для выпечки. В музее была мастерская, где дети строили дома из этого материала.

Photobucket

Мы пришли в мастерскую слишком поздно и мало успели, поэтому я купила съедобную бумагу в ближайшем продовольственном магазине и сегодня мы с Лизкой попробовали из неё строить. Название говорит само за себя: поделки потом можно съесть, если не разрисовывать их фломастерами, как делали в мастерской многие дети.
Read more... )
kuz_dra: (Default)
Подготовила очередной список книг, прочитанных в ушедшем году. Увы, читать мы стали меньше: школа почти до вечера и не всегда есть силы и время на чтение. Но в школе, конечно, тоже читают книги вслух, а ещё мы много слушаем в машине по дороге в школу и обратно, хотя это, конечно, не замена чтению.

В этом году я не очень добросовестно вела список, так что пару-тройку книг забыла точно. В списке есть в том числе немецкие книги, потому что мы, наконец, стали их читать наравне с русскими, и они тоже достойны упоминания.

Photobucket Photobucket

Элинор Портер: Полианна
Элинор Портер: Полианна вырастает
смотреть дальше )
Page generated Jul. 22nd, 2017 08:40 pm
Powered by Dreamwidth Studios